Новости
05/13/13

Банки хотят обязать информировать заемщиков об изменении тарифов за 45 дней

Банкиров обяжут уведомлять заемщиков об изменении условий кредитного договора за 45 дней до вступления их в силу. Сейчас кредитные организации информируют граждан об изменениях в тарифах за 15 дней до их введения. Участники рынка считают, что новелла повысит стоимость услуг для клиентов и лишит банки гибкости в реагировании на рыночные изменения.

Поправки, обязывающие банки заблаговременно уведомлять заемщиков об изменении условий кредитного договора (за 45 дней), был внесен депутатом и президентом Ассоциации региональных банков России Анатолием Аксаковым в закон "О банках и банковской деятельности". Они уже приняты в первом чтении.

Как пояснил депутат "Известиям", в настоящее время большинство банков в договорах предусматривает право на одностороннее изменение тарифов. Некоторые кредитные организации доводят до сведения клиентов информацию о предстоящих изменениях часто менее чем за 15 дней до даты их вступления в силу, размещая соответствующие сведения на сайтах или в отделениях, указал собеседник.

— Существующая практика информирования клиентов банков об изменении тарифов говорит о том, что сроки и способы уведомления могут оказаться недостаточными для надлежащего извещения граждан, а это, в свою очередь, может повлечь для клиентов финансовые потери при увеличении стоимости услуг, — отметил Аксаков.

В соответствии с законопроектом депутата, принятом в первом чтении, банки должны оповещать клиентов об изменениях условий обслуживания за 45 дней до вступления их в силу — по почте или иным установленным в договоре способом. Также банки должны разместить сообщение об изменении тарифов на информационных стендах в помещениях, где обслуживаются клиенты кредитной организации, на сайте или в СМИ.

Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что 45 дней — слишком большой срок для уведомления, и предлагают сократить его до 30 дней: это позволит банкам быстрее реагировать на изменения на финансовых рынках.

Длительные сроки уведомлений увеличат сроки внедрения новых банковских продуктов, считает аналитик ИК "Совлинк" Ольга Беленькая.

- Мировая практика — 30 дней, этого времени достаточно, чтобы клиент мог, если захочет, отказаться от услуг, а банк — гибко реагировать на рыночные изменения, - отмечает она.

30 дней — приемлемый срок и для клиента, и для банка соглашаются банкиры.

— Для банков, основой бизнес-стратегии которых являются долгосрочные отношения с клиентами, увеличение срока информирования не повлияет на эффективность бизнеса, — говорит зампред банка «Возрождение» Марк Нахманович. — Чем точнее прописаны, тем понятнее будут все условия взаимодействия банка и клиента, меньше будет взаимных претензий, судебных дел и соответствующих рисков и издержек.

Тем не менее реализация инициативы повлечет дополнительные затраты, указывают опрошенные "Известиями" эксперты.

- Увеличение документооборота приведет к росту расходов банков — кредитным организациям придется завести целые службы для выполнения данного закона, - отмечает Беленькая. В свою очередь, рост затрат банков приведет к увеличению тарифов на обслуживание клиентов (например, комиссий), указывает собеседница издания.

Начальник управления клиентского обслуживания Ланта-банка Олеся Лухтай обращает внимание на то, что привлечь к ответственности банки за нарушение сроков информирования пока будет сложно: в законопроекте не предусмотрены меры наказания за отступления от дедлайна. Однако собеседники "Известий" отметили, что этот вопрос может быть решен при рассмотрении законопроекта во втором и третьем чтениях. По словам адвоката Нины Ереминой, скорее всего, за нарушение сроков информирования заемщиков будет предусмотрен административный штраф.

Два года назад с инициативой ввести для банкиров 45-дневный дедлайн выступал Минфин, однако его законопроект встретил шквал критики. Наиболее резко в его адрес высказалась Ассоциация российских банков (АРБ), которая подготовила отрицательное заключение на документ. Суть претензий АРБ сводилась к тому, что 45-дневный дедлайн приведет к дополнительным затратам для банков, увеличению стоимости банковских продуктов для клиентов, а также излишней бюрократии. В итоге законопроект Минфина рассмотрен не был.

Президент АРБ Гарегин Тосунян сообщил "Известиям", что в целом позиция по данному вопросу у его ассоциации не изменилась.

— Безусловно, принятие изменений в закон, предложенных Аксаковым, встретит сопротивление со стороны кредитных организаций, и проект закона наверняка еще претерпит ряд изменений, в том числе срок извещения, вероятно, будет сокращен до 30 дней, — считает юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Константин Суныгин. — Но то, что закон все-таки будет принят, сомнений не вызывает. Банки отреагируют на такие изменения повышением процентных ставок по кредитам, но не напрямую, а как это всегда бывает, спрятав их в комиссии при заключении договора.

 

Источник: http://www.audit-it.ru/news/finance/587169.html

© 2005-2013
ООО «Арго Аудит»
Карта сайта
т. (495) 627-57-92, 627-57-91
Схема проезда